Оптическая стабилизация

Оптическая стабилизация


Оптическая система стабилизации встраивается в объектив. Она используется как в съемной оптике (зумах и объективах с фиксированным фокусным расстоянием) для зеркальных камер, так и в объективах компактных камер. Наличие стабилизации зависит от конкретной модели, разработанной изготовителем.

Встроенная система борется с «шевеленкой», реагируя на малейшие вибрации камеры. С помощью сенсоров и соответствующей электронной системы анализа она перемещает специальную линзу, стараясь сохранить изображение на сенсоре неподвижным и четким.

Существуют системы, обеспечивающие возможность стабилизации по двум осям или отдельно по одной, используемой для съемки с проводкой. На корпусе такого объектива установлен переключатель режима работы стабилизатора и выключатель стабилизации.

По сравнению со стабилизацией на матрице оптическая система, конечно, менее экономична, так как фотографу приходится не только платить за стабилизацию в каждом объективе, но и чаще обращаться в сервис. С такой оптикой нужно обращаться более аккуратно.

Разница между стабилизированной версией, к примеру, телеобъектива 70-200 и идентичного объектива без стабилизации составляет приличную сумму - в эту стоимость укладывается неплохой любительский телеобъектив со стабилизацией.

Однако возможности всех систем стабилизации изображения ограничены. В лучшем случае выигрыш будет составлять 3-4 ступени экспозиции. Стабилизация не делает камеру полностью неподвижной, штатив она все равно не заменит, но в немалой степени уменьшит вибрации. При установке фотокамеры на штатив оптическую стабилизацию следует обязательно выключить. Есть объективы, которые распознают установку на штатив и самостоятельно выключают стабилизацию.

Если есть выбор - использовать штатив идиотическую стабилизацию, - стоит отдать предпочтение штативу. Наличие в объективе стабилизации делает съемку более удобной для фотографа. Однако снимок, сделанный в равных условиях с использованием штатива, будет более четким.

Когда съемка ведется при ярком солнечном освещении и достаточно коротких выдержках, стабилизацию также необходимо обязательно отключить, чтобы подвижный элемент зафиксировался. Стабилизация нужна только тогда, когда появляется вероятность, а в ситуациях с короткими выдержками она вносит ухудшения, пусть даже малозаметные.

Иногда фиксация подвижного элемента внутри объектива проходит не совсем удачно, в таком случае оптические оси всех элементов системы не совмещаются. Результат проявляется на фотографии, и изображение получается немного размытым.

Так как оптическая стабилизация приводит к усложнению оптической конструкции, на практике получается, что с увеличением подвижных элементов снижаются оптические характеристики объектива, и самое главное - это негативно сказывается на его надежности. Удорожается и стоимость ремонта.
Подвижные элементы, чтобы они быстро меняли положение, то есть реагировали на вибрацию объектива с камерой, должны быть небольшими и легкими. Однако уменьшение оптических элементов приводит к тому, что объективы со стабилизацией, по краям кадра становится заметно ухудшение оптического разрешения. При максимально открытой диафрагме затемнение в углах кадра довольно заметно, что присуще практически всем объективам с оптической стабилизацией. При прикрытии диафрагмы виньетирование исчезает. Во время работы оптической стабилизации немного смещается пространство, захватываемое объективом. Если производится техническая съемка, например текста, схемы, чертежа или картинки, из-за смещения кадр получится урезанным с одной стороны.

Для съемки портретов, с технической точки зрения, телеобъектив со стабилизатором - также далеко не самый лучший выбор, так как все живые люди не могут находиться полностью в неподвижном состоянии. Модель при съемке может шевелиться, пусть даже незаметно, моргание тоже может дать на снимке заметный шлейф. При нехватке света фотографа спасает только светосильная оптика и короткая выдержка. Соответственно желательно, чтобы в камере высокая чувствительность была рабочей. А на сегодняшний день это обеспечивают только камеры с полноразмерным сенсором. Стабилизированные объективы хорошо подходят для съемки неподвижных объектов, движущихся объектов с проводкой, съемки репортажа, неподвижно сидящих на ветках птиц и других подобного рода задач. В любом случае полезна в первую очередь светосильная оптика, менее шумная матрица, а затем уже стабилизация, если нет возможности использовать дополнительный свет.

Тем не менее оптическая стабилизация очень часто оказывается востребованной, позволяя увеличить выдержку на эти самые 3-4 ступени и спокойно снимать с рук в таких условиях освещения и на таких фокусных расстояниях объектива, когда без стабилизатора понадобился бы штатив.
Комментарии
Добавить комментарий